В этой статье мы опишем основные проблемы, с которыми сталкивались наши клиенты при импорте из Китая. Дело в том, что нам периодически пишут: «Вы не в рынке, нам дали дешевле.» Это всегда нас удивляло. Вот, например, на вас подали в суд и предъявляют иск на, скажем, пять миллионов рублей (такова средняя стоимость партии товаров, которые обычно возят наши клиенты, грубо и очень усреднено). Разве вы пойдете искать юриста, который будет отстаивать ваши интересы, ориентируясь на цену его услуг? Нет, ну правда, вы доверите свои кровные пять миллионов самому дешевому юристу из всех, кого найдете? А в импорте все не проще. Тем более в условиях санкций. Для того, чтобы привезти товар из Китая нам зачастую приходится платить за него через три страны и везти как минимум через две таможни в разных, соответственно, юрисдикциях. И это не считая нюансов контракта с поставщиком, всех таможенных оформлений при экспорте и импорте и, возможно, сертификации. На каждом этапе может случиться много непредвиденных ситуаций, если не иметь опыта и налаженных коммуникаций.
Мы не говорим, что не нужно обращать внимание на цену. Нет, но сначала ознакомьтесь с условиями ДОГОВОРА. Внимательно читайте условия, особенно в части окончательной стоимости и условий, из-за которых она может измениться, какие должны быть причины и основания для этих изменений.
Причин для изменения цены в процессе импорта может быть много, но далеко не все из них объективные. Далее мы приведем примеры, что называется «из жизни» и расскажем, какие принять меры предупредительно, чтобы такого избежать и не оказаться во власти манипуляций недобросовестных брокеров, агентов, перевозчиков и посредников при импорте из Китая и не только.
Неправильный расчет применяемой пошлины в цене товара при импорте
Клиент, занимающийся на маркетплейсах продажами нижнего белья сразу запросил договор. Ему нужно было выкупить у его поставщика, привезти и растаможить женское белье из Китая. На вопрос: «Вам не интересно сколько это будет стоить?» он ответил, что компания, с которой он работал ранее сделала ему расчет исходя из пошлины в 15%, но не указала, что может быть также 1,75 евро за килограмм, если это будет больше, чем 15% от стоимости. Собственно, белье у него было недорогое и именно так и оказалось. То есть при ввозе агенту пришлось рассчитать пошлину исходя из 1,75 евро/кг. Понятно, что с увеличением пошлины, автоматом пересчитывается и НДС. Таким образом общая стоимость закупки выросла на 10%, он пытался потребовать с агента оплатить это за свой счет, но тот отказался, сославшись на пункт в договоре.
Антидемпинговая, компенсационная и специальная пошлины для защиты от конкуренции при ввозе товаров из Китая
Эта «забывчивость» вашего перевозчика, брокера или агента при расчете первоначального коммерческого предложения может оказаться намного более опасной для вашего бизнеса. Вот пример одного из наших, теперь уже постоянных клиентов. В 2015 году была введена антидемпинговая пошлина на ввоз грузовых шин из Китая, но она не распространялась на ввоз колес, которые шли в комплекте с шинами. Таким образом, он спокойно ввозил колеса в сборе и не переживал. Однако Решением Коллегии ЕЭК от 31.01.2023 № 14, первоначальное постановление было расширено и действие антидемпинговой пошлины стало распространяться и на сами колеса. Его брокер то ли не следил за изменениями законодательства, то ли хотел остаться для клиента пока «в рынке», но он как-то не упомянул об этом в первоначальном расчете, а в договоре зафиксировал ответственность клиента за изменение цены первоначальной спецификации. Таким образом при ввозе клиент заплатил еще 35,5% от стоимости товара антидемпинговой пошлины и, соответственно был перерасчёт НДС из-за этого. В общем, колеса из Китая обошлись ему на 50% дороже изначального плана. Скажи ему брокер об этом заранее, он бы купил их по-отдельности или хотя бы был бы готов к этому финансово.
Таможенный досмотр и услуги склада временного хранения
Для маленьких и нетяжелых грузов это не так важно, но зачастую эти услуги не включаются брокером и перевозчиком в стоимость изначального расчета или включаются, но по базовой цене. Тоже пример из практики нашего клиента, ввозившего оборудование из Китая. При ввозе промышленного мотор-редуктора и запчастей к нему у таможни возникли сомнения (возможно, из-за репутации агента на таможне, а может, это была просто случайность), но они выразили желание досмотреть груз. Досмотр сам по себе не бесплатная услуга, также пока он готовится и проходит, пока оформляется акт, все это время насчитывается плата за хранение импортируемого товара на СВХ. Это, конечно не такие большие суммы как в предыдущих примерах, но за 7 дней хранения товара и за досмотр клиенту пришлось заплатить около 85 тысяч рублей. На фоне общей суммы это было не критично, но если бы это был более дешевый китайский товар, то в процентном отношении эта сумма была бы довольно большой. То, кто именно несет на себе бремя этих затрат также надо отражать в договоре и проверять этот пункт.
Потери на курсе при оплате в Китай. Комплаенс банков.
Это более очевидный, но не редкий пример. Клиент пришел к нам за услугой выкупа товара у поставщика через наше ОсОО «Лун-Ван» в Кыргызстане. Он сразу попросил договор и стал уточнять условия именно по вопросам возврата платежей. Как оказалось, его предыдущий агент получил от него предоплату в рублях на свой счет в Казахстане, обменял рубли на тенге, а потом на юани и оплатил китайскому поставщику клиента. Однако банк заподозрил что-то и стал проверять платеж. После проверки он отказал в проведение платежа и обязал агента вернуть клиенту денежные средства и закрыть счет казахстанском банке. Не будем называть конкретный банк, но сейчас это довольно частая практика. В итоге агент поменял все обратно на рубли и вернул клиенту в Россию, что вроде бы и неплохо. Но вернул он не всю ранее оплаченную клиентом сумму, а сумму за вычетом всех комиссий, потерь на кросс-курсах и обмене. Таким образом клиент хоть и получил обратно часть своих денег, но существенно меньше, чем оплатил агенту изначально и еще потерял около месяца времени на этом.

Надеемся, что все примеры выше помогут вам понять, на что нужно обращать внимание при выборе агента, или экспедитора, или брокера при импорте из Китая. Что вам нужно внимательно читать в договоре и почему вам не нужно смотреть на цену, как на решающий фактор. Вам должно быть важнее, чтобы эти (и не только эти) ваши потенциальные затраты либо были учтены в первоначальном КП, либо их возникновение при импорте из Китая ложилось бременем не на вас, а на вашего агента, который сделал первоначальный расчет. Поверьте, если вы проговорите все это заранее, то ваш брокер либо сразу изменит свое коммерческое, либо откажется с вами работать на таких условиях.